Биография

Пианистка Ольга Соловьёва родилась в Москве. Профессиональных музыкантов в её роду не было, за исключением двоюродной бабушки - певицы Натальи Михайловны Куртенер (сопрано, солистка Новосибирского театра оперы и балета, Заслуженная артистка РСФСР).
Ольга Соловьёва окончила Музыкальное училище им. Гнесиных, Российскую Академию Музыки им. Гнесиных и Ассистентуру-стажировку там же (класс камерного ансамбля профессора Леонида Кононовича Блока).

С 2004 г. преподает в Государственном Училище и РАМ им. Гнесиных. Регулярно проводит мастер-классы в Бельгии и Ирландии. В 2015 г. была членом жюри 9-го Московского открытого Фестиваля им. А.К. Лядова.

Является лауреатом 2-го Всероссийского Национального конкурса камерных ансамблей им. С.И. Танеева (1999 г.), финалистом XX-го Международного конкурса камерных ансамблей в г. Трапани, Италия (2000 г). На XII Международном конкурсе им. П.И. Чайковского (2002 г.) получила специальный приз и диплом «Лучший концертмейстер».

В 2010 г. стала Лауреатом Премии имени Бориса Чайковского за исполнение и запись сочинений Б.А. Чайковского.

В мае 2019 г. награждена общественной медалью имени М.И. Глинки "За вклад в развитие музыкального искусства" .

В июне 2019 г. награждена серебряной медалью на международном конкурсе Global Music Awards в номинациях "дуэт" и "альбом" за выдающееся достижение - записанный диск с русской музыкой 19 века для виолончели.

В октябре 2019 г. стали трижды лауреатом 1-й степени Международной Премии "Чистый звук", вручаемой за лучшие аудиозаписи российской академической музыки. Аудиозаписи с участием О. Соловьёвой были признаны лучшими в трёх номинациях: камерно-вокальной, камерно-ансамблевой и сольной.

 

В активе пианистки - около двадцати компакт-дисков с записями сольных, камерных, вокальных и оркестровых сочинений русских композиторов (К.Н. Лядов, П.И. Чайковский, К.Ю. Давыдов, А.С. Аренский, А.К. Лядов, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов, А.В. Станчинский, Г.Г. Галынина, В.Я. Шебалин, Б.А. Чайковский), изданные в США, Германии, Англии, России, Швейцарии, Дании, Бразилии на лейблах Naxos, Toccata Classics, Albany Records, Northern Flowers и др. Эти записи получили высокие оценки в публикациях журналов American Record Guide, International Record Review, Gramophone, Fanfare, The Strad, Opus, Tempo, в газете The Guardian. Диск с камерной музыкой Б.А. Чайковского был номинирован на престижную награду International Classical Music Awards-2019.

Концертные записи выступлений транслировались на радио России, Ирландии, Бельгии, Бразилии.
В качестве солистки, а также в составе камерных ансамблей, Ольга Соловьёва участвовала в таких фестивалях в России и зарубежом, как: Piano Rarities Festival в г. Хузум (Германия, 2011 г.), West Cork Chamber Music Festival в г. Бантри (Ирландия, 2010-2012 г.г.), Фестиваль русской камерной музыки в г .Гент (Бельгия, 2006-2007 г.г.), Festival der Voorkempen в г. Схильда (Бельгия, 2009 и 2012 г.г.), “Северные Цветы” в г. С.-Петербург (2011 г.), Российско-ирландский фестиваль “От Джона Фильда до наших дней” в г. Москве (2012-2013 г.г.), 26-й, 27-й и 29-й Фестивали искусств им. А.К. Лядова в г. Боровичи (2015-2016, 2018 г.г.). Многочисленные концерты О. Соловьёвой проходили в городах России (Москва, С.-Петербург, Смоленск, Воронеж, Тверь, Александров и др.) и за рубежом (Бельгия, Ирландия, Франция, Бразилия, Литва). Концерты проходили в различных залах, в т.ч. - в залах Московской Консерватории, в Московском Кремле, в филармонических залах Москвы, Твери и Воронежа, Центре Д.Д. Шостаковича (Париж, Франция), в знаменитом зале Sala Sao Paulo (Сан-Паулу, Бразилия).
Среди партнеров, с которыми О.Соловьёва выступала в камерных ансамблях - такие знаменитые коллективы и солисты, как: The Vanbrugh Quartet (Ирландия), Auryn Quartet (Германия), Вильнюсский Струнный Квартет (Литва), виолончелисты Александр Рудин (Народный артист России), Кристофер Марвуд (Ирландия), Рул Дильтинс (Бельгия), Дмитрий Хрычёв, скрипачи Гайк Казазян (лауреат Международного конкурса им. П.И. Чайковского), Наталья Ковалевская (заслуженная артистка России), Тай Мюррей (США) и Фанни Кламажиран (Франция), валторнисты Леонид Вознесенский (заслуженный артист России) и Эрве Жулэн (Франция), кларнетист Джулиан Блисс (Великобритания), флейтист Уильям Доудолл (Ирландия), гобоист Иван Подъёмов, меццо-сопрано Людмила Шкиртиль, солисты Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова и Большого Симфонического оркестра им. П.И. Чайковского.
Выступала с такими известными дирижерами, как Александр Рудин (Народный Артист России), Тимур Мынбаев, Вагнер Полистчук (Бразилия), с оркестрами – Камерным Оркестром Musica Viva, оркестром OSUSP (Бразилия), и др.

 

В репертуаре музыканта - сольные, вокальные и камерные сочинения русских композиторов (А.Алябьев, К. Давыдов, К. Лядов, М. Мусоргский, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Аренский, С. Танеев, А. Рубинштейн, А. Лядов, С. Рахманинов, Н. Мясковский, А. Станчинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович, В. Шебалин, Г. Галынин, Г. Свиридов, Б. Чайковский, и др.), и зарубежных композиторов (включая произведения В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена, Дж. Фильда, Ф. Шуберта, И. Брамса, Ф. Листа, Э. Грига, Ф. Шопена, С. Франка, Г. Форе, Э. Шоссона, А. Жедальжа, Б. Мартину, Б. Бартока, З. Кодаи, А. Флейшмана и др.), а также несколько произведений для фортепиано с оркестром.

 

Из рецензий на выступления и компакт-диски:

  • «[Соната ми-бемоль минор] написана, действительно, захватывающее, и нужен настоящий виртуоз, чтобы воплотить это в исполнении, и российская пианистка Ольга Соловьева добивается этого, играя со всей мощью и со стилистическим сопереживанием, которые требует музыка... Этот новый релиз является наиболее убедительным, ... он содержит привлекательную музыку позднего романтизма, чрезвычайно хорошо исполненную и точно записанную на диске» (Филип Баттэлл, MusicWeb International).
  • «Пианистка Ольга Соловьёва является настоящим виртуозом, и некоторые очень трудные фортепианные пассажи легко выходят из-под ее пальцев. А более лирические моменты ее любящими руками передаются с чувствами свежести и открытий» (Дональд Манилди, International Record Review).
  • «Ольга Соловьёва – и об этом можно говорить без страха впасть в агиографическое преувеличение – один из лидеров отечественного исполнительского искусства во всём, что касается исполнения и записи раритетных артефактов российской музыки ХIХ–ХХ столетия» (профессор Ю.Б. Абдоков, «Музыкальный журнал»).
  • «Ольга Соловьёва - и как солист, и как аккомпаниатор - является одним из лучших исполнителей музыки Танеева» (Джерри Дабинс, Fanfare)
  • «Ольга Соловьёва играет с фееричной убедительностью» (Дэвид Фаннинг, Gramophone)
  • «Ольга Соловьёва играет очень четко и с блеском: она полностью контролирует то, что что делает, а ее ритмическая ясность заслуживает особой похвалы» (Мартин Андерсон, International Record Review)
  • «Многие слушатели отметили великолепный ансамбль О.Соловьёвой и ирландского «Вэнбру-Квартета», их полное взаимопонимание. Исполненные ими три фортепианных квинтета произвели очень сильное впечатление» (Галина Тюрина, «Музыкальный журнал»).
  • «Я с нетерпением ожидал выступления Ольги Соловьевой (я слышал ее исполнение в прошлом году и был поражен ее чистой музыкальностью). И она не разочаровала: играла, как будто пела; была полностью поглощена этими миниатюрными танцевальными шедеврами и превосходно передала их магию. Мне было очень жалко, когда музыка закончилась» (Деклан Таунсенд, газета Irish Examiner).
  • «Безусловная ясность качества звука сопровождается элегантностью исполнения. Пианистка Ольга Соловьева дополняет виртуозную фортепианную партию бархатным нежным прикосновением» (Кэтрин Нельсон, журнал The Strad)